УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ
Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.
Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен." ЯНУШ КОРЧАК
Уважаемые родители!
У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали,
- чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
- а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
- чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорит о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.
1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они
- находятся в постоянном движении;
- отличаются романтической привязанностью к родителям;
- не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
- стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
- пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";
- испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
- интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?";
- из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
Как следует общаться с ребенком:
· жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
· помогайте ребенку все делать самому;
- проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;
· растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
· наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
· на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.
Никогда
- не опекайте ребенка излишне;
- не заостряйте внимания на детских ссорах;
- не используйте угрозы для достижения результата;
- не наказывайте за качества личности, а только за действия;
- не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!
2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны
· копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
· буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
· стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
· формирование первоначальных представлений о собственных правах;
· повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;
Как следует с ребенком обращаться
· помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
· дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
· узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
· аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
· обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Никогда
· не ревнуйте к авторитету учителя;
· не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
· не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
· не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
· не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны
· тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
· частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
· повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
· стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
· отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
· падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
· демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
· помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
· выделяйте деньги на карманные расходы;
· в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
· объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
· учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
· будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
· не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
· не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
· не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
· не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
· не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
· не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
· не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:
· их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
· в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
· взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
· большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
· интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.
Как следует с ребенком обращаться
- делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
- давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
- будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
- в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
- доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
Никогда
- не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
- не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
- не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребенок имеет право
· просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- иметь собственное мнение и убеждения;
- совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
- говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
- побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
- добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Вместе с тем ребенок не обязан:
- быть безупречным на 100%;
- любить людей, приносящих ему вред;
- извиняться за то, что был самим собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- выполнять неразумные требования;
- нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.
(По К.Заслоффу)
Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!