УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Республики Беларусь
А.И. Иванец
«05» сентября 2024 г.
Инструктивно-методическое письмо
«Особенности организации работы
социально-педагогических центров в 2024/2025 учебном году»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТА С СЕТЬЮ КРИЗИСНЫХ ПСИХОЛОГОВ
III. СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКУНСКИХ, ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
V. ПРИЛОЖЕНИЕ Перечень документации социально-педагогического центра по основной деятельности
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструктивно-методическое письмо по организации работы социально-педагогических центров (далее – СПЦ) направлено на совершенствование основных направлений их деятельности с учетом актуальных тенденций в детской и подростковой среде.
Организация работы СПЦ должна осуществляться в полном соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Положением о социально-педагогическом центре, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145, иными законодательными актами.
В 2024/2025 учебном году необходимо обеспечить выполнение единых требований к порядку организации и документированию работы СПЦ по направлениям деятельности согласно Перечню документации СПЦ по основной деятельности (прилагается).
При реализации в СПЦ образовательной программы дошкольного образования, рекомендуется использовать Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024/2025 учебном году» (https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/doshkolnoe-obrazovanie?format=html), при организации воспитательной и идеологической работы – Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» (https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/instruktivno-metodicheskie-pisma.html ).
Рекомендовано в деятельности СПЦ использовать официальные источники правовой информации, в том числе эталонный банк данных (далее – БД) правовой информации, который формируется НЦПИ и распространяется в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН_ONLINE» (www.etalonline.by). БД «Права несовершеннолетних» (https://etalonline.by/dokumenty-po-temam/?tbd=31) содержит документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних и др.
На национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by), в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, иные материалы.
Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем.
При планировании и организации работы СПЦ целесообразно использовать методические ресурсы учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (https://nacedu.by/), Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максами Танка» (https://ipsy.bspu.by/), Республиканского центра психологической помощи УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максами Танка» (https://rcpp.by/).
В 2024/2025 учебном году СПЦ необходимо:
доукомплектовать штаты СПЦ специалистами;
продолжить работу по основным направлениям деятельности работы областных, городских и районных СПЦ;
обеспечить выполнение постановлений коллегии Министерства образования от 10 мая 2024 г. № 7 «Об итогах изучения деятельности органов опеки и попечительства по реализации права детей на воспитание в семье» и № 7.1 «О деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»;
четко координировать работу учреждений образования, размещенных на административной территории СПЦ, по оказанию психологической помощи и социально-педагогической поддержки обучающимся;
практиковать наставничество более опытных педагогов-психологов и педагогов социальных над вновь назначенными специалистами;
наладить эффективное межведомственное взаимодействие на уровне районов (городов), областей по направлениям деятельности СПЦ;
обеспечить работу Республиканского совета директоров СПЦ.
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТА С СЕТЬЮ КРИЗИСНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в учреждениях образования должны осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328, https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238867).
Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи» (https://etalonline.by/document/?regnum=h11000153).
Педагогические работники СПЦ в своей деятельности должны руководствоваться Правилами педагогических работников, утвержденными приказом Министра образования Республики Беларусь от 10 июня 2022 г. № 401 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/2024-2025-uchebnyy-god/110624%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7401_10_06%20_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf).
В СПЦ с детским социальным приютом необходимо создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность, которая характеризуется отсутствием негативных условий для психического развития и исключает внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка как в учреждении образования, так и вне его. Педагогические работники должны обращать внимание на необоснованные изменения в эмоциональных и поведенческих реакциях ребенка (переменчивый фон настроения, заниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, неадекватные сюжеты ролевых игр и иные). В случае подозрения на наличие факторов, негативно влияющих на психическое благополучие обучающихся, педагогические работники обязаны незамедлительно сообщить руководству учреждения образования.
В СПЦ необходимо систематически проводить со всеми субъектами образовательных отношений информационно-просветительские мероприятия, направленные на создание атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к воспитанникам, профилактические мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях.
Специалисты СПЦ должны неукоснительно следовать Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
СПЦ в рамках методических мероприятий необходимо довести до сведения педагогических работников учреждений образования требования Инструкции о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 23 августа 2024 г. (письмо Министерства образования от 26.08.2024 № 06-01-14/9808/дс/), а также Методических рекомендаций для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 24 апреля 2024 г. (письмо Министерства образования от 10.05.2024 №06-01-14/5639/дс/).
На каждого воспитанника приюта с учетом его индивидуальных особенностей, специфики семейной ситуации составляется индивидуальная коррекционная программа (далее – программа). Мероприятия программы планируются с учетом возраста детей, их интересов, личностных и семейных особенностей.
Обращаем внимание, что в помощи нуждается не только сам ребенок, но и его законные представители, в этой связи оказание им психологической помощи является обязательным.
По поручению Министерства образования и с целью профессионального реагирования на кризисные события на местах и оказания качественной психологической помощи в кризисных ситуациях участникам образовательного процесса работает сеть кризисных психологов.
Системная работа по развитию и сопровождению региональной сети кризисных психологов, включающая в себя их обучение, методическую и экспертную поддержку специалистов, осуществляется Республиканским центром психологической помощи Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – РЦПП).
Ежемесячно для педагогов-психологов региональной кризисной сети сотрудниками РЦПП проводятся онлайн-семинары и вебинары (информация о планируемых мероприятиях постоянно обновляется в новостной ленте РЦПП https://rcpp.by/news/) по наиболее востребованным темам для оказания практической помощи в кризисных ситуациях (http://crisis.rcpp.by/#/).
На регулярной основе осуществляется экспертная поддержка (супервизия) педагогов-психологов кризисной сети. Специалисты РЦПП оказывают профессиональную помощь коллегам в разборе сложных случаев.
Роль СПЦ заключается в обеспечении бесперебойной работы кризисных психологов, установлении проблемных вопросов в их работе, своевременное выявление специалистов, нуждающихся в профессиональной поддержке и супервизии, подбора педагогов-психологов для расширения сети кризисных психологов.
Районным (городским) СПЦ целесообразно систематически анализировать причины совершения обучающимися самоповреждений (нанесение себе порезов, ушибов, ожогов), причинение физического вреда собственному телу, суицидальных попыток, устранять условия, им способствующие, рекомендовать учреждениям образования на постоянной основе не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы состояния работы по профилактике суицидального поведения на заседаниях педагогических советов, участвовать в подготовке коллегий структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению суицидального поведения обучающихся.
В этих целях СПЦ совместно с органами управления образованием необходимо:
обеспечить особый контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, положений инструктивно-методических писем, решений коллегий Министерства образования в целях исключения случаев халатного отношения педагогических и иных работников к своим должностным обязанностям;
включать вопросы психологической культуры, формирования здорового образа жизни, профилактики суицидального поведения обучающихся в тематические мероприятия информационно разъяснительной и воспитательно-профилактической направленности с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками (областные (районные, городские) акции, информационно-образовательные проекты и конкурсы, диалоговые площадки, дискуссионные платформы, информационные встречи, онлайн-форумы, интерактивные площадки, занятия с просмотром обучающих фильмов и другие мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни, пропаганду безопасности жизнедеятельности);
размещать в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях тематические обзоры о проводимых мероприятиях по вопросам психологической культуры, формирования здорового образа жизни, охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности;
освещать эффективный опыт педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся по указанным направлениям в средствах массовой информации.
Обращаем внимание на необходимость доведения до сведения учреждений образования района (города) порядка первоочередных действий педагогических работников при выявлении рисков суицидального поведения обучающихся, определенных:
приказом Министерства образования от 29.02.2024 № 89 «О совершенствовании деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»;
Алгоритмом действий органов, учреждений и иных организаций, их должностных лиц при суицидах и установлении факторов суицидального риска;
Методическими рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидального поведения обучающихся.
III. СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКУНСКИХ, ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
В 2024/2025 учебном году СПЦ необходимо продолжить работу по популяризации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей, имеющих особенности психофизического развития. Актуальным направлением остается повышение информированности граждан о роли и значимости труда приемных родителей и родителей-воспитателей.
Значимым компонентом активизации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является республиканский информационный портал dadomu.by, который нацелен на развитие всех форм семейного устройства детей-сирот.
Работу портала необходимо организовывать в соответствии с «Рекомендациями для специалистов органов опеки и попечительства и детских интернатных учреждений по размещению сведений о детях на Республиканском информационном портале dadomu.by», обращая особое внимание на:
своевременное обновление фотографий детей, соответствующих их возрасту, размещение корректных данных о детях (даты рождения и др.);
необходимость добавления к анкетам детей видеосюжетов о них;
использование возможности размещения информации о детях в новостной рубрике портала «Новости семейного устройства»;
оперативное изменение информации о лицах, ответственных за размещение сведений (ФИО, номеров телефонов и др.), наименований учреждений;
своевременный перенос в архив сведений об усыновленных детях и детях, достигших совершеннолетия; внесение сведений о вновь прибывших детях.
Эффективной и положительно себя зарекомендовавшей формой работы по популяризации замещающего родительства и активизации семейного устройства детей-сирот является работа со СМИ, в т.ч. региональными телекомпаниями. В октябре 2024 г. – январе 2025 г. на районном (городском) и областных уровнях необходимо запланировать проведение региональных информационных кампаний, направленных на информирование общества о значимости труда замещающих родителей, которая будет приурочена ко Дню Матери, Дню Отца и акции «Наши дети».
На протяжении октября 2024 года – марта 2025 года необходимо провести районные (городские) и областные конкурсы среди приемных семей и детских домов семейного типа (далее – ДДСТ) «Сердце отдаю детям». Победители областных (городского в г.Минске) конкурсов примут участие в республиканском конкурсе в апреле-мае 2025 года.
При организации работы с замещающими семьями необходимо руководствоваться Методическими рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа, утвержденными заместителем Министра образования Республики Беларусь 10.06.2024 (размещены в банке данных «Правоприменительная практика» ИПС «Эталон».)
Необходимо исключить формальный подход к составлению планов развития приемных семей, ДДСТ (далее – планы развития) и наполнение их мероприятиями общего характера. В планы развития необходимо включать индивидуально-ориентированные мероприятия, направленные на разрешение выявленной проблематики и реализацию потребностей каждого воспитанника с учетом ресурсов семьи, а также мероприятия для всей замещающей семьи, родителей-воспитателей, приемных родителей.
Особое внимание необходимо уделять мероприятиям, направленным на качественную организацию адаптации детей в замещающей семье, коррекцию поведения, формирование социально приемлемых паттернов поведения детей, стабилизацию их эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности воспитанников и приемных родителей, родителей-воспитателей, создание психологически благоприятного климата в замещающей семье, обучение эффективным способам преодоления эмоциональных трудностей, выработку навыков конструктивной коммуникации.
Внедрить в практику работы рассмотрение анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на совещаниях при директоре, к участию в которых приглашать специалистов СПЦ, учреждений образования, где обучаются воспитанники приемных семей, ДДСТ, и приемные родители, родители-воспитатели.
Обращаем внимание, что в случае рассмотрения анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на психолого-педагогических консилиумах, в СПЦ должны иметься:
положение, которое утверждается руководителем СПЦ;
приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума;
протоколы заседаний;
иные рассматриваемые материалы (информации, доклады и др.).
При подготовке замещающей семьи к приему на воспитание детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, а также в рамках работы по повышению квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей необходимо использовать Методические рекомендации по включению модуля по подготовке семьи к приему на воспитание детей с особенностями психофизического развития, с инвалидностью в программы обучающих курсов приемных родителей и родителей-воспитателей (письмо Министерства образования от 10.06.2024 № 06-01-15/6786/дс/).
В 2024 году учреждением «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» создан информационный Telegram-канал «Компас» (https://t.me/kompas2024), цель функционирования которого: оказание социальной и психолого-педагогической помощи детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо принять меры по продвижению Telegram-канала «Компас» и обеспечению его функционирование на постоянной основе, в том числе:
организовать подписку на канал;
распространять информацию о деятельности канала в районе, городе среди специалистов системы здравоохранения, социальной защиты населения, а также среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предлагать для размещения на площадке телеграм-канала актуальную, востребованную информацию, призванную помочь детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизнедеятельности. Направляемая информация может содержать рекомендации по вопросам образования и карьеры, полезные советы по решению бытовых задач, планированию бюджета, организации отдыха и т.д.
С целью профессиональной поддержки приемных родителей, родителей-воспитателей, специалистов, работающих с замещающими семьями, рекомендуется в каждом СПЦ осуществить подписку на газету «Домой!» (https://nastgaz.by/category/gazeta-domoj/), как информационный, просветительский, методический ресурс по работе с замещающими семьями.
СПЦ необходимо:
обеспечить оказание социально-психологической поддержки замещающим родителям, воспитывающим детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также воспитанникам замещающих семей;
во взаимодействии с областными (Минским городским) институтами развития образования организовать повышение квалификации (в том числе выездное в районе, городе) приемных родителей, использовать информационные ресурсы и социальные сети для совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков;
в ходе обучения кандидатов в приемные родители и родители-воспитатели использовать рекомендации учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (https://nacedu.by/specialistam2/mediateka-dlya-podgotovki-zameshhayushhih-roditelej) опыт уже работающих специалистов, организовывать выходы в детские дома семейного типа, обеспечивать участие кандидатов в волонтерских проектах по поддержке замещающих семей.
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 26-З «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12400026 ) с 1 января 2025 г. утрачивает силу Декрет Президента Республики Беларусь от 24 оября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Система межведомственной работы по государственной защите детей в неблагополучных семьях сохраняется и будет регламентирована законами. Для системы образования приоритетны позиции Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Министерством образования будут вноситься изменения в более чем 20 постановлений Правительства Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь, в том числе уже начата работа по корректировке постановлений от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» и от 26 декабря 2006 г. №1728 «Об обеспечении государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей». Будет изменено также Положение о социально-педагогическом центре, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145.
Сохранится значительная роль СПЦ в обеспечении работы районных комиссий по делам несовершеннолетних, при реализации которой необходимо:
формировать четкое содержательное наполнения мероприятий по устранению социально опасного положения несовершеннолетних. Должна соблюдаться конкретная направленность каждого мероприятия на деятельность государственных органов и родителей по устранению причин социально опасного положения и установлены четкие сроки выполнения мероприятий;
обеспечить приоритет интересов детей, создание безопасности их жизни и здоровья при принятии решений координационными советами и комиссиями по делам несовершеннолетних;
инициировать включение представителей общественных организаций (Белорусский союз женщин (https://oobsg.by/), Белорусский детский фонд (https://www.bcf.by/), БРСМ (https://brsm.by/ru)) в состав комиссий по делам несовершеннолетних;
занимать принципиальную позицию: обращать внимание учреждений общего среднего и дошкольного образования на необходимость своевременного признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите;
принимать меры по исключению формализма в работе выявлению и устранению неблагоприятной для детей обстановки в семьях;
анализировать результаты диагностики детей, признанных находящимися в социально опасном положении, на предмет подверженности насилию.
Приложение
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Перечень документации областного (Минского городского)
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Номенклатура дел.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения образования (допускается накопление и хранение в электронном виде).
- Устав социально-педагогического центра (далее – СПЦ).
- Положения об отделах (секторах).
- Аналитический отчет о деятельности учреждения за календарный год.
- План работы СПЦ на календарный год.
- План работы СПЦ по месяцам.
- Информация о кадровом обеспечении (структура СПЦ, штатное расписание, квалификационные характеристики, должностные инструкции работников).
- Документация о деятельности педагогического совета СПЦ
- Документация по координации деятельности СПЦ районов (приказы, программы, планы, анализы, инструктивно-методические выходы в учреждения образования и др.)
- Документация, образующаяся в процессе проведения совещаний при директоре.
- Перечень документации районного (городского)
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Номенклатура дел.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения образования (допускается накопление и хранение в электронном виде).
- Устав СПЦ.
- Положения об отделах (секторах).
- Информация о кадровом обеспечении (структура СПЦ, штатное расписание, квалификационные характеристики, должностные инструкции работников).
- План работы СПЦ на календарный год.
- План работы СПЦ по месяцам.
- Аналитический отчет о деятельности учреждения за календарный год.
- Документация о деятельности педагогического совета СПЦ.
- Документация совета СПЦ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Документация по координации деятельности специалистов районов (рекомендации, программы, планы, анализы, инструктивно-методические выходы в учреждения образования и др.)
- Документация методических формирований.
- Журнал учета воспитанников СПЦ[1].
- Журнал[2] учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан (приложение 8).
- Журнал учета сведений о детях, признанных находящимися в социально опасном положении[3].
- Ведомственная статистическая отчетность «Отчет о детях, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, и о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении»[4].
- Ведомственная статистическая отчетность «Отчет детского дома, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной общеобразовательной школы-интерната, вспомогательной школы-интерната, санаторной школы-интерната, социально-педагогического центра, детской деревни (городка) по состоянию на 5 сентября учебного года[5].
- Информационно-аналитические материалы по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, признанными находящимися в СОП.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, признанными нуждающимися в государственной защите.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа[6].
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, в отношении которых проводится комплексная реабилитация.
- Материалы по организации обучения кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели, усыновители (удочерители).
- Материалы по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа.
[1] Приложение к Положению о социально-педагогическом центре, утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2017 г. № 145.
[2] Приложение 1 к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведению социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь от 01.10.2019 (в редакции от 07.07.2023).
[3] Приложение 5 к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь от 01.10.2019 (в редакции от 07.07.2023).
[4] Форма 4-расходы на содержание детей (Минобразование), утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 12.09.2016 № 122.
[5] Форма 1-сд (Минобразование), утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 12.09.2016 № 124.
[6] Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 01.02.2023, направлены письмом Министерства образования от 24.02.2023 №05-01-14/2371/дс
УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Республики Беларусь
А.И. Иванец
«05» сентября 2024 г.
Инструктивно-методическое письмо
«Особенности организации работы
социально-педагогических центров в 2024/2025 учебном году»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТА С СЕТЬЮ КРИЗИСНЫХ ПСИХОЛОГОВ
III. СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКУНСКИХ, ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
V. ПРИЛОЖЕНИЕ Перечень документации социально-педагогического центра по основной деятельности
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструктивно-методическое письмо по организации работы социально-педагогических центров (далее – СПЦ) направлено на совершенствование основных направлений их деятельности с учетом актуальных тенденций в детской и подростковой среде.
Организация работы СПЦ должна осуществляться в полном соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Положением о социально-педагогическом центре, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145, иными законодательными актами.
В 2024/2025 учебном году необходимо обеспечить выполнение единых требований к порядку организации и документированию работы СПЦ по направлениям деятельности согласно Перечню документации СПЦ по основной деятельности (прилагается).
При реализации в СПЦ образовательной программы дошкольного образования, рекомендуется использовать Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024/2025 учебном году» (https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/doshkolnoe-obrazovanie?format=html), при организации воспитательной и идеологической работы – Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» (https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/instruktivno-metodicheskie-pisma.html ).
Рекомендовано в деятельности СПЦ использовать официальные источники правовой информации, в том числе эталонный банк данных (далее – БД) правовой информации, который формируется НЦПИ и распространяется в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН_ONLINE» (www.etalonline.by). БД «Права несовершеннолетних» (https://etalonline.by/dokumenty-po-temam/?tbd=31) содержит документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних и др.
На национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by), в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, иные материалы.
Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем.
При планировании и организации работы СПЦ целесообразно использовать методические ресурсы учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (https://nacedu.by/), Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максами Танка» (https://ipsy.bspu.by/), Республиканского центра психологической помощи УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максами Танка» (https://rcpp.by/).
В 2024/2025 учебном году СПЦ необходимо:
доукомплектовать штаты СПЦ специалистами;
продолжить работу по основным направлениям деятельности работы областных, городских и районных СПЦ;
обеспечить выполнение постановлений коллегии Министерства образования от 10 мая 2024 г. № 7 «Об итогах изучения деятельности органов опеки и попечительства по реализации права детей на воспитание в семье» и № 7.1 «О деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»;
четко координировать работу учреждений образования, размещенных на административной территории СПЦ, по оказанию психологической помощи и социально-педагогической поддержки обучающимся;
практиковать наставничество более опытных педагогов-психологов и педагогов социальных над вновь назначенными специалистами;
наладить эффективное межведомственное взаимодействие на уровне районов (городов), областей по направлениям деятельности СПЦ;
обеспечить работу Республиканского совета директоров СПЦ.
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РАБОТА С СЕТЬЮ КРИЗИСНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в учреждениях образования должны осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328, https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238867).
Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи» (https://etalonline.by/document/?regnum=h11000153).
Педагогические работники СПЦ в своей деятельности должны руководствоваться Правилами педагогических работников, утвержденными приказом Министра образования Республики Беларусь от 10 июня 2022 г. № 401 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/2024-2025-uchebnyy-god/110624%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7401_10_06%20_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf).
В СПЦ с детским социальным приютом необходимо создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность, которая характеризуется отсутствием негативных условий для психического развития и исключает внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка как в учреждении образования, так и вне его. Педагогические работники должны обращать внимание на необоснованные изменения в эмоциональных и поведенческих реакциях ребенка (переменчивый фон настроения, заниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, неадекватные сюжеты ролевых игр и иные). В случае подозрения на наличие факторов, негативно влияющих на психическое благополучие обучающихся, педагогические работники обязаны незамедлительно сообщить руководству учреждения образования.
В СПЦ необходимо систематически проводить со всеми субъектами образовательных отношений информационно-просветительские мероприятия, направленные на создание атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к воспитанникам, профилактические мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях.
Специалисты СПЦ должны неукоснительно следовать Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
СПЦ в рамках методических мероприятий необходимо довести до сведения педагогических работников учреждений образования требования Инструкции о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 23 августа 2024 г. (письмо Министерства образования от 26.08.2024 № 06-01-14/9808/дс/), а также Методических рекомендаций для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 24 апреля 2024 г. (письмо Министерства образования от 10.05.2024 №06-01-14/5639/дс/).
На каждого воспитанника приюта с учетом его индивидуальных особенностей, специфики семейной ситуации составляется индивидуальная коррекционная программа (далее – программа). Мероприятия программы планируются с учетом возраста детей, их интересов, личностных и семейных особенностей.
Обращаем внимание, что в помощи нуждается не только сам ребенок, но и его законные представители, в этой связи оказание им психологической помощи является обязательным.
По поручению Министерства образования и с целью профессионального реагирования на кризисные события на местах и оказания качественной психологической помощи в кризисных ситуациях участникам образовательного процесса работает сеть кризисных психологов.
Системная работа по развитию и сопровождению региональной сети кризисных психологов, включающая в себя их обучение, методическую и экспертную поддержку специалистов, осуществляется Республиканским центром психологической помощи Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – РЦПП).
Ежемесячно для педагогов-психологов региональной кризисной сети сотрудниками РЦПП проводятся онлайн-семинары и вебинары (информация о планируемых мероприятиях постоянно обновляется в новостной ленте РЦПП https://rcpp.by/news/) по наиболее востребованным темам для оказания практической помощи в кризисных ситуациях (http://crisis.rcpp.by/#/).
На регулярной основе осуществляется экспертная поддержка (супервизия) педагогов-психологов кризисной сети. Специалисты РЦПП оказывают профессиональную помощь коллегам в разборе сложных случаев.
Роль СПЦ заключается в обеспечении бесперебойной работы кризисных психологов, установлении проблемных вопросов в их работе, своевременное выявление специалистов, нуждающихся в профессиональной поддержке и супервизии, подбора педагогов-психологов для расширения сети кризисных психологов.
Районным (городским) СПЦ целесообразно систематически анализировать причины совершения обучающимися самоповреждений (нанесение себе порезов, ушибов, ожогов), причинение физического вреда собственному телу, суицидальных попыток, устранять условия, им способствующие, рекомендовать учреждениям образования на постоянной основе не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы состояния работы по профилактике суицидального поведения на заседаниях педагогических советов, участвовать в подготовке коллегий структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению суицидального поведения обучающихся.
В этих целях СПЦ совместно с органами управления образованием необходимо:
обеспечить особый контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, положений инструктивно-методических писем, решений коллегий Министерства образования в целях исключения случаев халатного отношения педагогических и иных работников к своим должностным обязанностям;
включать вопросы психологической культуры, формирования здорового образа жизни, профилактики суицидального поведения обучающихся в тематические мероприятия информационно разъяснительной и воспитательно-профилактической направленности с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками (областные (районные, городские) акции, информационно-образовательные проекты и конкурсы, диалоговые площадки, дискуссионные платформы, информационные встречи, онлайн-форумы, интерактивные площадки, занятия с просмотром обучающих фильмов и другие мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни, пропаганду безопасности жизнедеятельности);
размещать в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях тематические обзоры о проводимых мероприятиях по вопросам психологической культуры, формирования здорового образа жизни, охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности;
освещать эффективный опыт педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся по указанным направлениям в средствах массовой информации.
Обращаем внимание на необходимость доведения до сведения учреждений образования района (города) порядка первоочередных действий педагогических работников при выявлении рисков суицидального поведения обучающихся, определенных:
приказом Министерства образования от 29.02.2024 № 89 «О совершенствовании деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»;
Алгоритмом действий органов, учреждений и иных организаций, их должностных лиц при суицидах и установлении факторов суицидального риска;
Методическими рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидального поведения обучающихся.
III. СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКУНСКИХ, ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА
В 2024/2025 учебном году СПЦ необходимо продолжить работу по популяризации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей, имеющих особенности психофизического развития. Актуальным направлением остается повышение информированности граждан о роли и значимости труда приемных родителей и родителей-воспитателей.
Значимым компонентом активизации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является республиканский информационный портал dadomu.by, который нацелен на развитие всех форм семейного устройства детей-сирот.
Работу портала необходимо организовывать в соответствии с «Рекомендациями для специалистов органов опеки и попечительства и детских интернатных учреждений по размещению сведений о детях на Республиканском информационном портале dadomu.by», обращая особое внимание на:
своевременное обновление фотографий детей, соответствующих их возрасту, размещение корректных данных о детях (даты рождения и др.);
необходимость добавления к анкетам детей видеосюжетов о них;
использование возможности размещения информации о детях в новостной рубрике портала «Новости семейного устройства»;
оперативное изменение информации о лицах, ответственных за размещение сведений (ФИО, номеров телефонов и др.), наименований учреждений;
своевременный перенос в архив сведений об усыновленных детях и детях, достигших совершеннолетия; внесение сведений о вновь прибывших детях.
Эффективной и положительно себя зарекомендовавшей формой работы по популяризации замещающего родительства и активизации семейного устройства детей-сирот является работа со СМИ, в т.ч. региональными телекомпаниями. В октябре 2024 г. – январе 2025 г. на районном (городском) и областных уровнях необходимо запланировать проведение региональных информационных кампаний, направленных на информирование общества о значимости труда замещающих родителей, которая будет приурочена ко Дню Матери, Дню Отца и акции «Наши дети».
На протяжении октября 2024 года – марта 2025 года необходимо провести районные (городские) и областные конкурсы среди приемных семей и детских домов семейного типа (далее – ДДСТ) «Сердце отдаю детям». Победители областных (городского в г.Минске) конкурсов примут участие в республиканском конкурсе в апреле-мае 2025 года.
При организации работы с замещающими семьями необходимо руководствоваться Методическими рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа, утвержденными заместителем Министра образования Республики Беларусь 10.06.2024 (размещены в банке данных «Правоприменительная практика» ИПС «Эталон».)
Необходимо исключить формальный подход к составлению планов развития приемных семей, ДДСТ (далее – планы развития) и наполнение их мероприятиями общего характера. В планы развития необходимо включать индивидуально-ориентированные мероприятия, направленные на разрешение выявленной проблематики и реализацию потребностей каждого воспитанника с учетом ресурсов семьи, а также мероприятия для всей замещающей семьи, родителей-воспитателей, приемных родителей.
Особое внимание необходимо уделять мероприятиям, направленным на качественную организацию адаптации детей в замещающей семье, коррекцию поведения, формирование социально приемлемых паттернов поведения детей, стабилизацию их эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности воспитанников и приемных родителей, родителей-воспитателей, создание психологически благоприятного климата в замещающей семье, обучение эффективным способам преодоления эмоциональных трудностей, выработку навыков конструктивной коммуникации.
Внедрить в практику работы рассмотрение анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на совещаниях при директоре, к участию в которых приглашать специалистов СПЦ, учреждений образования, где обучаются воспитанники приемных семей, ДДСТ, и приемные родители, родители-воспитатели.
Обращаем внимание, что в случае рассмотрения анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на психолого-педагогических консилиумах, в СПЦ должны иметься:
положение, которое утверждается руководителем СПЦ;
приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума;
протоколы заседаний;
иные рассматриваемые материалы (информации, доклады и др.).
При подготовке замещающей семьи к приему на воспитание детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, а также в рамках работы по повышению квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей необходимо использовать Методические рекомендации по включению модуля по подготовке семьи к приему на воспитание детей с особенностями психофизического развития, с инвалидностью в программы обучающих курсов приемных родителей и родителей-воспитателей (письмо Министерства образования от 10.06.2024 № 06-01-15/6786/дс/).
В 2024 году учреждением «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» создан информационный Telegram-канал «Компас» (https://t.me/kompas2024), цель функционирования которого: оказание социальной и психолого-педагогической помощи детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо принять меры по продвижению Telegram-канала «Компас» и обеспечению его функционирование на постоянной основе, в том числе:
организовать подписку на канал;
распространять информацию о деятельности канала в районе, городе среди специалистов системы здравоохранения, социальной защиты населения, а также среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предлагать для размещения на площадке телеграм-канала актуальную, востребованную информацию, призванную помочь детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизнедеятельности. Направляемая информация может содержать рекомендации по вопросам образования и карьеры, полезные советы по решению бытовых задач, планированию бюджета, организации отдыха и т.д.
С целью профессиональной поддержки приемных родителей, родителей-воспитателей, специалистов, работающих с замещающими семьями, рекомендуется в каждом СПЦ осуществить подписку на газету «Домой!» (https://nastgaz.by/category/gazeta-domoj/), как информационный, просветительский, методический ресурс по работе с замещающими семьями.
СПЦ необходимо:
обеспечить оказание социально-психологической поддержки замещающим родителям, воспитывающим детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также воспитанникам замещающих семей;
во взаимодействии с областными (Минским городским) институтами развития образования организовать повышение квалификации (в том числе выездное в районе, городе) приемных родителей, использовать информационные ресурсы и социальные сети для совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков;
в ходе обучения кандидатов в приемные родители и родители-воспитатели использовать рекомендации учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (https://nacedu.by/specialistam2/mediateka-dlya-podgotovki-zameshhayushhih-roditelej) опыт уже работающих специалистов, организовывать выходы в детские дома семейного типа, обеспечивать участие кандидатов в волонтерских проектах по поддержке замещающих семей.
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 26-З «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12400026 ) с 1 января 2025 г. утрачивает силу Декрет Президента Республики Беларусь от 24 оября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Система межведомственной работы по государственной защите детей в неблагополучных семьях сохраняется и будет регламентирована законами. Для системы образования приоритетны позиции Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Министерством образования будут вноситься изменения в более чем 20 постановлений Правительства Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь, в том числе уже начата работа по корректировке постановлений от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» и от 26 декабря 2006 г. №1728 «Об обеспечении государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей». Будет изменено также Положение о социально-педагогическом центре, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145.
Сохранится значительная роль СПЦ в обеспечении работы районных комиссий по делам несовершеннолетних, при реализации которой необходимо:
формировать четкое содержательное наполнения мероприятий по устранению социально опасного положения несовершеннолетних. Должна соблюдаться конкретная направленность каждого мероприятия на деятельность государственных органов и родителей по устранению причин социально опасного положения и установлены четкие сроки выполнения мероприятий;
обеспечить приоритет интересов детей, создание безопасности их жизни и здоровья при принятии решений координационными советами и комиссиями по делам несовершеннолетних;
инициировать включение представителей общественных организаций (Белорусский союз женщин (https://oobsg.by/), Белорусский детский фонд (https://www.bcf.by/), БРСМ (https://brsm.by/ru)) в состав комиссий по делам несовершеннолетних;
занимать принципиальную позицию: обращать внимание учреждений общего среднего и дошкольного образования на необходимость своевременного признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите;
принимать меры по исключению формализма в работе выявлению и устранению неблагоприятной для детей обстановки в семьях;
анализировать результаты диагностики детей, признанных находящимися в социально опасном положении, на предмет подверженности насилию.
Приложение
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Перечень документации областного (Минского городского)
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Номенклатура дел.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения образования (допускается накопление и хранение в электронном виде).
- Устав социально-педагогического центра (далее – СПЦ).
- Положения об отделах (секторах).
- Аналитический отчет о деятельности учреждения за календарный год.
- План работы СПЦ на календарный год.
- План работы СПЦ по месяцам.
- Информация о кадровом обеспечении (структура СПЦ, штатное расписание, квалификационные характеристики, должностные инструкции работников).
- Документация о деятельности педагогического совета СПЦ
- Документация по координации деятельности СПЦ районов (приказы, программы, планы, анализы, инструктивно-методические выходы в учреждения образования и др.)
- Документация, образующаяся в процессе проведения совещаний при директоре.
- Перечень документации районного (городского)
социально-педагогического центра по основной деятельности
- Номенклатура дел.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения образования (допускается накопление и хранение в электронном виде).
- Устав СПЦ.
- Положения об отделах (секторах).
- Информация о кадровом обеспечении (структура СПЦ, штатное расписание, квалификационные характеристики, должностные инструкции работников).
- План работы СПЦ на календарный год.
- План работы СПЦ по месяцам.
- Аналитический отчет о деятельности учреждения за календарный год.
- Документация о деятельности педагогического совета СПЦ.
- Документация совета СПЦ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Документация по координации деятельности специалистов районов (рекомендации, программы, планы, анализы, инструктивно-методические выходы в учреждения образования и др.)
- Документация методических формирований.
- Журнал учета воспитанников СПЦ[1].
- Журнал[2] учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан (приложение 8).
- Журнал учета сведений о детях, признанных находящимися в социально опасном положении[3].
- Ведомственная статистическая отчетность «Отчет о детях, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, и о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении»[4].
- Ведомственная статистическая отчетность «Отчет детского дома, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной общеобразовательной школы-интерната, вспомогательной школы-интерната, санаторной школы-интерната, социально-педагогического центра, детской деревни (городка) по состоянию на 5 сентября учебного года[5].
- Информационно-аналитические материалы по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, признанными находящимися в СОП.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, признанными нуждающимися в государственной защите.
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа[6].
- Материалы по организации работы с несовершеннолетними, в отношении которых проводится комплексная реабилитация.
- Материалы по организации обучения кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели, усыновители (удочерители).
- Материалы по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа.
[1] Приложение к Положению о социально-педагогическом центре, утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2017 г. № 145.
[2] Приложение 1 к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведению социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь от 01.10.2019 (в редакции от 07.07.2023).
[3] Приложение 5 к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь от 01.10.2019 (в редакции от 07.07.2023).
[4] Форма 4-расходы на содержание детей (Минобразование), утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 12.09.2016 № 122.
[5] Форма 1-сд (Минобразование), утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 12.09.2016 № 124.
[6] Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 01.02.2023, направлены письмом Министерства образования от 24.02.2023 №05-01-14/2371/дс