Государственное учреждение образования
«Лельчицкий районный социально-педагогический центр»
был создан решением Лельчицкого районного исполнительного комитета № 207 от 29.03.2006 г.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
На основании решения Лельчицкого районного исполнительного комитета был открыт детский социальный приют. После реорганизации социального приюта в «Районный центр – приют» с 01.04.2005 года на базе Лельчицкого районного социально-педагогического центра, открыто структурное подразделение детский социальный приют.
Лельчицкий районный социально-педагогический центр расположен на базе Марковского детского сада в деревне Марковское Лельчицкого района.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ:
Повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса через создание оптимальных условий для оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, содействия возвращению несовершеннолетних в семьи, обеспечения их социальной адаптации.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЯВЛЯЮТСЯ:
обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;
обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетних, укрепления физического и психического здоровья;
социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;
профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семьи;
содействие деятельности комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов.
ШТАТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА
В штате Лельчицкого районного социально-педагогического центра – 1 ставка директора, 1 ставка заместителя директора по учебно воспитательной работе;2 ставки педагога социального, 2 ставки педагога – психолога, 5 ставок воспитателей (на каникулярное время 0,6 ставки), 1 ставка медицинского работника, технический персонал.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:
организует и координирует работу учреждений образования по выявлению и учёту детей, находящихся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, и их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;
разрабатывает и реализует комплексные программы помощи различным категориям несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства.
координирует деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилактической работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
разрабатывает и распространяет технологии работы по выведению детей из социально опасного положения;
проводит консультирование, в том числе анонимное и по телефону, несовершеннолетних, их родителей с целью поиска решения трудных жизненных ситуаций, профилактики насилия над несовершеннолетними;
осуществляет поиск, подбор и подготовку семей, принимающих на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, готовит несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи.
В ЦЕНТРЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ:
педагогический совет;
совет профилактики;
методическое объединение воспитателей;
методическое объединение педагогов социальных;
методическое объединение педагогов-психологов;
методическое объединение приемных родителей;
Работа с педагогами социальными и педагогами-психологами в центре ведётся согласно годовому плану. Методические объединения, семинарские занятия проходят согласно плану и направлены на профилактику девиантного поведения, семейного неблагополучия, социального сиротства, раннего выявления несовершеннолетних которые находятся в социально опасном положении, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАБОТАЕТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЛЕЛЬЧИЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА:
отделом образования, спорта и туризма, органом опеки и попечительства;
РОВД, ИДН, КДН, ТЦСОН, судом;
медицинскими учреждениями;
учреждениями образования;
профсоюзными организациями;
а так же с частными предприятиями и организациями, гражданами Лельчицкого района.
ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, ВЗЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Одним из направлений в работе специалистов является взаимодействие с районным отделом образования. Специалисты проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику и подготовку кандидатов в приемные родители. Специалистами центра разработана Программа подготовки кандидатов в приёмные родители, которая составляет 30 часов и включает в себя комплексную психодиагностику и обучение кандидата, которое проходит в ключе тренинга. Совместно с органом опеки и попечительства проводится мониторинг детей в приёмных семьях, который проходит строго по графику и соответствует периодичности посещения согласно Положению о приёмной семье. Особое внимание уделяются периоду адаптации ребёнка в приёмной семье. Результаты каждого посещения отражаются в бланке мониторинга развития ребёнка, воспитывающегося в приёмной семье. Приёмные дети, которые находятся в семьях более одного года, сопровождаются педагогами социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, которые имеют полный пакет необходимой документации для сопровождения ребёнка в приёмной семье.
ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ
Отделение детского социального приюта - предназначено для временного проживания не более 6 месяцев в течение календарного года и социальной реабилитации детей в возрасте от 3 до 18 лет в количестве не менее 12 человек.Детский социальный приют
в пределах своей компетенции:
организует направления несовершеннолетних на стационарное лечение в организации здравоохранения при наличии медицинских показаний;
оказывает первичную психологическую помощь;
изучает особенности личностного развития и поведения несовершеннолетних;
разрабатывает индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних;
предоставляет несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, временные места проживания и государственное обеспечение до возвращения их в семьи или до определения совместно с органами опеки и попечительства форм жизнеустройства несовершеннолетних, наиболее соответствующих их интересам;
осуществляет психолого-педагогическую и социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
оказывает содействия органам опеки и попечительства в осуществлении устройства воспитанников, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
осуществляет психолого-педагогическую диагностику, уровня психического и физического развития несовершеннолетнего и отклонений в его поведении;
разрабатывает и реализует комплекс программ социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации, утверждаемые учреждением;
контролирует выполнения индивидуальных межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, утверждаемых районной комиссией по делам несовершеннолетних, направленных на преодоление несовершеннолетними трудных жизненных ситуаций;
подготавливает семей для устройства в них воспитанников приюта из числа несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, осуществляет психологическую и педагогическую подготовку детей к переходу на воспитание в семью.
Основанием для помещения несовершеннолетних в детский приют является:
личное обращение несовершеннолетнего;
направление сектора охраны детства;
заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего;
постановление суда, постановление органов дознания, следователя, прокурора в случаях задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;
акт оперативного дежурного отдела внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в приют.
ПОСТПРИЮТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
После передачи ребенка родителям специалистами ведется работа по постприютному сопровождению воспитанников:
через 2 недели специалисты приюта беседуют с родителями, с педагогами СППС школы;
далее посещение семьи ежемесячно;
последующие мониторинги проводятся по мере необходимости, исходя из ситуации в семье;
последний мониторинг через 6 месяцев, далее ребенок передается на сопровождение СППС школы.
Для получения более полной информации о семье специалисты СППС взаимодействуют с педагогами СППС школы, дошкольного учреждения.