Детское воровство
Большинство детей хотя бы раз в жизни что- то крадут. До 8-ми лет это, как правило, свидетельствует лишь о незрелости ребенка. Он не усвоил понятия собственности, не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он "просто берет" то, что ему нравится, и не видит в этом ничего плохого (в отличие от подростков, которые понимают, что поступают плохо). Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок. Часто кражи могут провоцировать деньги и ценные вещи, которые лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребенка.
Причиной воровства может являться дефицит любви и внимания – дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится. Такая ситуация может возникнуть, когда ребенок чувствует свою приниженность, некомпетентность, несостоятельность и дома, и в детском коллективе. Краденное идет на покупку престижа среди сверстников. Также дети могут красть у братьев и сестер из ревности.
Подростки могут совершать кражи ради острых ощущений или чтобы почувствовать себя "крутыми". На кражу ребенка может толкать неблагополучная компания.
Опасный симптом, если ребенок берет все, что плохо лежит. Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берет также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть заболеванием, и нужно обратиться за консультацией к врачу.
Дети могут считать, что не делают ничего плохого, так как родители сами подают им
дурной пример – например, рассказывая, как они кого-нибудь обхитрили, обманули, а ребенок берет этот способ поведения " на вооружение".
Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребенок – настоящий вор и преступник, и применяют самые серьезные меры. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что работают на уже случившееся, а не на устранение причин, ведущих к воровству.
Почти все дети в раннем возрасте время от времени берут чужие игрушки. Это нормально, но должно послужить хорошим поводом дать ребенку важный урок. Пойдите вместе с ним и верните чужую вещь. Объясните ему, что значит "свое" и "чужое". Расскажите, что, прежде чем взять то, что хочется, нужно спросить разрешения у владельца. Можно помочь ребенку самому заработать немного денег и купить то, что ему так понравилось.
Если ребенок копается в вашем кошельке, не делайте вид, что ничего не замечаете. Сделайте ему замечание и поговорите.
Ребенок должен запомнить, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено. Важно, чтобы этот урок повторялся неоднократно, пока дети еще маленькие.
Так как воровство встречается у детей, которые чувствуют себя никому не нужными, найдите способ выразить свою любовь к ребенку, не унижайте и не оскорбляйте его и других членов семьи. Важно, чтобы между родителями и детьми были доверие и уважение – только тогда вы будете для него авторитетны и сможете привить ему представление о порядочности и честности.
Давайте ребенку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
Дайте ребенку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: "Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдется".
Когда вы уверены, что ваш ребенок что-то украл, не допрашивайте: "Это ты украл? Как ты мог!" Скажите просто: "Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?" продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.
Убедите ребенка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
Нельзя ругать при всех, клеймить ребенка, иначе единичный поступок превратится в суть личности: раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убежденность в собственной испорченности. Дети должны ощущать, что могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей. Они должны понять, что не стали плохими, совершив ошибку и попав в трудную ситуацию.